Методическая работа

Семинар-практикум: «Современные образовательные технологии  как средство развития педагогического потенциала»

24.11.2021
развернуть

Семинар-практикум: «Современные образовательные технологии

 как средство развития педагогического потенциала»

Цель: развитие системы дополнительного образования, нацеленной на освоение современных образовательных технологий в различных областях декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.

Задачи:

- использовать в учебном процессе новые методы и приемы работы в области проектных технологий с использованием ИКТ, технологии развивающего, индивидуального обучения;

- применять ИКТ технологии в исследовательской, проектной деятельности;

- постоянное обновление, создание творческих сайтов педагогов, участников методического объединения, обмен опытом;

- обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов дополнительного образования;

- повышение уровня самообразования педагогов.

1. Выступления  по теме заседания:

- «Использование компьютерных технологий в образовательном процессе в объединении по интересам», педагог дополнительного образования Лазук Оксана Михайловна, ГУО «Клецкая средняя школа №1».

- «Современные технологии в декоративно-прикладном творчестве учащихся», педагог дополнительного образования Жданюк Наталья Арсеньевна, ГУО «Клецкая средняя школа №3».

- «Формирование профессиональных компетенций средствами использования информационных технологий в образовательном процессе объединения по интересам», педагог дополнительного образования Чивель Оксана Алексеевна, ГУО «Кухчицкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа».

- «Роль ИКТ-компетенций в деятельности педагога дополнительного образования», педагог дополнительного образования Сорокина Светлана Владимировна, ГУО «Озереченская средняя школа».

- «Практическое использование новых образовательных технологий на занятиях в объединении по интересам, как одно из важнейших условий повышения качества образования»,  педагог дополнительного образования Авдей Надежда Александровна, ГУО «Яновичская средняя школа».

- «Воспитание нравственных качеств учащихся средствами художественной направленности на занятиях объединения по интересам эколого-биологического профиля», педагог дополнительного образования Ленько Людмила Антоновна, ГУО «Рассветовская средняя школа».

 2. Обмен опытом работы педагогов дополнительного образования Центра детского творчества.

- Мастер-класс «Знакомство с конструктором LegoWedo 2. Создание действующей модели «Майло – научный вездеход». Программирование», Высоцкий Василий Михайлович, педагог дополнительного образования ГУДО «Клецкий центр детского творчества».

Целью данного мастер-класса является сборка модели «Майло – научный вездеход», научить создавать программы и помочь участникам испытать свои модели.

- Мастер-класс «Подвеска «Рыжий кот», Зайцева Любовь Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУДО «Клецкий центр детского творчества».

Мастер-класс адресован педагогическим работникам дополнительного образования и предполагает знакомство приёмами лепки из солёного теста (просмотр и анализ фото, иллюстраций), изготовление сувенира.

Цель: создание условий для профессионального и личностного развития педагога средствами овладения приемами лепки.

- Мастер–класс «Интерьерная картина - Цветы», Кононович Карина Вадимовна, педагог дополнительного образования   ГУДО «Клецкий центр детского творчества».

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования – «Интерьерная картина цветы» и возможностями ее применения в художественной деятельности.

- Мастер–класс «Создание гравюры на картонной основе», Старжинская Анна Михайловна, педагог дополнительного образования   ГУДО «Клецкий центр детского творчества».

Цель: углубление и систематизация знаний, умений и навыков в области печатной графики. Распространение педагогического опыта в области применения гравюры в художественной деятельности.

 

свернуть

Заседание педагогического совета

развернуть

Заседание  педагогического совета от 31 августа 2021№2

Тема педагогического совета: «Основные подходы к планированию и организации работы в учреждении.  Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2021/2022 учебном году ».

Повестка дня:

  1. Открытие педагогического совета. Обозначение темы, цели педагогического совета. Выборы секретаря педагогического совета на 2020/2021 учебный год, согласование состава методического совета Центра детского творчества.

    2. О выполнении поручений предыдущего заседания педагогического

  1. О создании условий для организации продуктивной творческой среды посредством работы объединений по интересам.
  2. Спорт и туризм – своеобразная среда приобщения детей к участию в работе шестого школьного дня.
  3. Совершенствование воспитательной работы в рамках программы «Субботний калейдоскоп» в 6-ой школьный день и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии.                                              
  4. О деятельности детских и молодежных объединений по организации свободного времени в шестой школьный день.
  5. Разное.

 

 

 

 

свернуть

План работы МО педагогов-организаторов на 2021/2022 учебный год

развернуть

Заседание №1

РМО педагогов-организаторов

24 августа 2021 года

Тема: «Руководство деятельностью детских общественных организаций в условиях учреждений образования в 2021/2022 учебном году»

План проведения:

  1. Анализ деятельности  Клецкой районной общественной организации «БРПО» за 2020 /2021 учебный год
  1. Изучение инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в  учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году».

  3.Нормативная,  правовая и методическая основа деятельности Белорусской республиканской пионерской организации. Устав ОО «БРПО».                

  1. Изучение методических рекомендаций по организации деятельности пионерских дружин                    
  1. Ведение документации ОО «БРПО». Номенклатура дел.
  1. Структура перспективного плана работы педагога-организатора
  1. Подведение итогов работы методического объединения.    

Заседание №2

РМО педагогов-организаторов

11 ноября 2021 года

ГУО «Кухчиций УПК детский сад-средняя школа Клецкого района»

Тема: «Планирование и систематизация информационно-медийной работы в пионерских дружинах учреждений образования района»

План проведения:

  1. Об организации и оформлении пионерского модуля в комнате детских общественных организаций.Знакомство с комнатой детских и молодежных организаций ГУО «Кухчицкий УПК детский сад-средняя школа Клецкого района»
  1. Празднично-развлекательная программа «Праздник октябрятской звездочки»
  1. О создании информационно-медийных центров пионерских дружин.
  1. О работе в интернет-пространстве и социальных сетях «ВКонтакте».                                                 
  1. О предоставлении отчетной информации о проведенных мероприятиях
  1. Изучение материалов Пленума МОС ОО «БРПО»

 

Заседание №3

РМО педагогов-организаторов

10 февраля 2022 года

ГУО «Тучанский УПК детский сад-средняя школа Клецкого района»

Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях детских и молодежных общественных объединений»

План проведения:

1.Літаратурна-гістарычная гасцёўня “Не цурайся сваіх каранёў”

  1. Линейка памяти «О подвигах юных»
  1. «Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции членов ОО «БРПО»                
  1. Актуальные формы и методы работы с членами детских общественных объединений по формированию гражданско-патриотического сознания»
  1. Использование исторических и культурных традиций родного края в становлении гражданина-патриота

 

Заседание №4

РМО педагогов-организаторов

 14 апреля 2022г.

ГУО «Заостровечская средняя школа Клецкого района»                                   

Тема: «Лидерство как фактор развития активности детей и молодежи»

1.Конкурсно-познавательная игра для октябрят «Школа пионерских наук»

2.Экскурсия в историко-этнографический музей агр.гор. Заостровечье «История развития пионерского движения»

3.Развитие лидерских и организаторских качеств  школьников – основа личностного роста

  1. Создание условий для самореализации школьников. Развитие их творческих способностей
  1. Час обмена опытом работы «Что значит быть Лидером»
  1. Изучение материалов Пленума ЦС ОО «БРПО»

                                                                  

 

свернуть

План работы РМО педагогов дополнительного образования на 2021/2022 учебный год

развернуть

Заседание №1

районного методического объединения

педагогов дополнительного образования учреждений образования

 Дата проведения: 27 августа 2021 года

Место проведения: ГУДО «Клецкий центр детского творчества».

Тема: «Дополнительное образование: задачи и перспективы    развития в   2021/2022 учебном году»

Цель: создание условий, способствующих повышению квалификации педагогов, их профессионального мастерства.

Участники: педагоги дополнительного образования учреждений образования Клецкого района.

Форма проведения: семинар-практикум.

План проведения

  1. «Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2021/2022 учебном году».
  2. Практикум «Изучение постановления министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи» в соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 239 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь».
  3. «Документация педагога дополнительного образования. Методические требования к ведению журнала учета работы объединения по интересам».
  4. Практикум «Изучение инструктивно-методического письма Министерства образования РБ «Об организации воспитательной и идеологической работы учреждений образования в 2021/2022 учебном году».

 

Заседание №2

районного методического объединения

 педагогов дополнительного образования учреждений образования

Дата проведения: 24 ноября 2021 года.

Место проведения: ГУДО «Клецкий центр детского творчества».

Семинар- практикум: «Современные образовательные технологии как средство развития педагогического потенциала».

План проведения

  1. Обмен опытам:

1.1. «Использование компьютерных технологий в образовательном процессе в объединения по интересам».

1.2. «Современные технологии в декоративно-прикладном творчестве учащихся».

1.3. «Формирование профессиональных компетенций средствами использования информационных технологий в образовательном процессе объединения по интересам».

1.4. «Роль ИКТ-компетенций в деятельности педагога дополнительного образования» (ИКТ-компетенции - это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества»).

1.5. «Практическое использование новых образовательных технологий на занятиях в объединении по интересам, как одно из важнейших условий повышения качества образования».

1.6. «Воспитание нравственных качеств учащихся средствами художественной направленности на занятиях объединения по интересам эколого-биологического профиля»

  1. Творческая мастерская «Handmade» (мастер–классы для педагогов дополнительного образования).

2.1. Мастер-класс «Знакомство с конструктором LegoWedo 2. Создание действующей модели «Майло – научный вездеход». Программирование». (Собрать модель «Майло – научный вездеход», научить создавать программы и помочь участникам испытать свои модели).

2.2. Мастер-класс «Подвеска «Рыжий кот»    (Изготовление подвески «Рыжий кот» из соленого теста с помощью трафарета кота).

2.3. Мастер–класс «Интерьерная картина - Цветы». (Изготовление интерьерной картины «Цветы» в нетрадиционные техники в изобразительной деятельности).

2.4. Мастер–класс «Создание гравюры на картонной основе» (В результате оттиска на бумагу (в зеркальном виде) с печатной формы получается изображение – гравюра. Знакомство со способом создания печатной формы из картона.

 

Заседание №3

районного методического объединения

 педагогов дополнительного образования учреждений образования

Дата проведения: 16 февраля 2022 года.

Место проведения: ГУДО «Клецкий центр детского творчества».

Семинар- практикум: «Профессиональная компетенция педагогических кадров как эффективный ресурс повышения качества дополнительного образования».

План проведения

  1. Обмен опытам:

1.1. «Результативность педагогической деятельности как показатель качества образовательного процесса».

1.2. «Развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству на занятиях в объединении по интересам в условиях современного образования».

1.3. «Дополнительное образование – навигатор успеха каждого учащихся».

1.4. «Организация технического творчества в учреждении дополнительного образования, как способ выявления и развития детской одаренности».

1.5. «Разработка и проведение занятий в объединении по интересам на основе ролевой игры».

1.6. «Проектирование и анализ занятия в объединении по интересам».

  1. Творческая мастерская «Handmade» (мастер–классы для педагогов дополнительного образования).

2.1. Мастер–класс «Игрушка «Груша Тильды». (Пошив мягкой игрушки с применением ручных швов)

2.2. Мастер–класс «Открытка к празднику». (Изготовление открытки к празднику применяя аппликацию из бумаги и картона с элементами декора).

2.3. Мастер–класс «Основы сборки и конструирования роботов с использованием конструктора Lego MINDSTORMS». (Популяризация возможностей использования конструктора LEGO MINDSTORMS.)

2.4. Мастер–класс «Ваза в жгутовой технике». (Выполнение декоративной вазы жгутовым (спиралевидным) способом лепки).

- Кононович Карина Вадимовна, педагог дополнительного образования ГУДО «Клецкий центр детского творчества»

 

Заседание №4

районного методического объединения

 педагогов дополнительного образования учреждений образования

 Дата проведения: 20 апреля 2022 года

Место проведения: ГУДО «Клецкий центр детского творчества»

Тема: «Дополнительное образование как средство воспитательной среды и здорового образа жизни».

План проведения

  1. Обмен опытам:

1.1. «Дополнительное образование как средство воспитательной среды и здорового образа жизни».

1.2. «Формирование здорового и безопасного образа жизни учащихся на занятиях объединения по интересам физкультурно-спортивного профиля».

1.3. «Стимулирование образовательной деятельности и формирование интереса на занятиях объединения по интересам туристско-краеведческого профиля».

1.4. «Спортивные игры - как эффективное средство повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом».

1.5. «Использование историко-культурных памятников Клетчынны, экскурсионно-образовательных программ музеев Клецкого района в образовательном процессе».

1.6. «Создание педагогических условий, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию учащихся через занятия объединений по интересам физкультурно-спортивного профиля с использованием игровых форм».

  1. Творческая мастерская «Handmade» (мастер–классы для педагогов дополнительного образования).

2.1. Мастер–класс «Сувенир «Совушка». (Изготовление сувенира «Совушка» из соленого теста с элементами декора).

2.2.  Мастер–класс «Как нарисовать цветы в букете», классическая акварель.

2.3. Мастер–класс «Цветочная композиция», граттаж.    (Выполнение композиции путем процарапывания острым инструментом бумаги или картон. Знакомство со способом подготовки листа для работы в технике граттаж).

2.4. Мастер–класс «Органайзер» в технике оригами».     (Изготовление органайзера в технике оригами применяя модульное конструирование бумаги).

 

свернуть

Методическая разработка мастер-класса  «Нейрографика – магия рисования для взрослых и детей»  (материал из опыта работы)

развернуть

Методическая разработка мастер-класса «Нейрографика – магия рисования для взрослых и детей» является одим из примеров проведенных мастер-классов педагогами ресурсного центра по изобразительному искусству. Подобные мастер-классы нацелены на формирование методической компетенции.В последние годы в практике презентации педагогического опыта педагога дополнительного образования по изобразительному искусству стала использоваться такая форма занятия, как мастер-класс. В связи с этим, появляется необходимость систематизировать и обобщить имеющийся в образовательной практике опыт их проведения.

Адресован специалистам системы дополнительного образования и носит рекомендательный характер.

 Цель: знакомство участников с нетрадиционной техникой рисования – «Нейрографика» и возможностями ее применения в художественной деятельности.

Задачи:

- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения;

- повысить уровень мастерства педагогов;

- развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- раскрытие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия.

Участники:

Педагоги, имеющие определенный опыт. Количество – не более 15 человек, оптимальное количество – 10 -12 человек.

Теоретическая часть (тезисы): мастер-класс предполагает обучение нетрадиционной технике изобразительного искусства - «Нейрографика», знакомство с последовательностью выполнения работы.

Демонстрационное сопровождение: просмотр наглядного пособия.

Прогнозируемая результативность:

- познакомиться с особенностями последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике изобразительного искусства - «Нейрографика»;

- выполнят художественную работу.

Материалы и инструменты: ватман формата А-3, карандаш и ластик, черная гелиевая ручка, маркер, цветные карандаши, наглядный материал образцов выполненных в технике «Нейрографика» из фонда педагога.

 Структура мастер-класса

  1. I. Вводная часть

Вступительное слово педагога.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моём мастер-классе «Нейрографика - магия рисования для взрослых и детей».Давайте мы с вами разберемся, что же такое нейрографика.

Поэтапное изложение материала

Слово «нейрографика» состоит из двух частей«нейро» и «графика».«Нейро» – это мозг, психика: все, от чего зависит жизнь, состояние, чувства и мироощущение человека. «Графика» – это линия.

То есть нейрографика – это метод, работающий непосредственно с головным мозгом посредством графического исполнения определенного пошагового алгоритма на листе бумаги. Это новейший метод работы с подсознанием через рисунок.

Художественный талант и особая подготовки не требуются. Методика предельно проста, но при этом довольно эффективна.

Нейрографика – метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить переживания, конфликты, найти решение острой проблемы и достичь позитивных целей.

Когда возникла техника «Нейрографика»

Основателем данной методики является Павел Михайлович Пискарев, ректор институтов психологии творчества и аналитического коучинга, член-корреспондент международной академии психологических наук России, член ассоциации русскоязычных коучей.

Итак, нейрографика означает, как мы с Вами выяснили,  рисовать мышлением, сознанием. Эта методика привлекательна для нас как способ решения внутренних задач.

Отличительные особенности техники «Нейрографика»

Базовый метод — Снятие ограничений.  Основные фигуры — это круг и линия.Что такое круг?«Круг - это целостность».Окружить, т.е. обвести круговыми линиями - значит придать целостность группе графических объектов. Идеальную окружность нарисовать достаточно сложно, поэтому круговыми линиями окружность формируется до удовлетворительного состояния. Чем важнее объект, тем больше и жирнее он обведён круговыми линиями.

Что значит в Вашем понимании «линия»? Линии второй важный графический элемент метода. Они соединяют важные фигуры и формируют взаимосвязи между ними.

Нейрографическая линия — это линия, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и мы ведем ее туда, где не ожидаем ее увидеть. Такая линия уводит нас от стереотипа, который сидит у нас внутри, уводит от повторения внутреннего алгоритма.

Что такое угол? Угол — это проблема, напряжение, конфликт.

  1. Практическая часть

- Обучение правилам безопасного поведения при работе с художественными материалами.

- Работа по технологической карте: выполнение художественной работы в стиле «Нейрографика» (Приложение).

Инструменты:

Для выполнения рисунка в данной технике нам понадобятся инструменты, находящиеся на столах.

Особенности выполнения рисунка в технике «Нейрографика»:

Стандартный базовый алгоритм состоит из 6 шагов.

1 Шаг. Актуализация темы.

А) Какую проблему мы будем с Вами решать? Масштаб здесь не имеет значения. Например: здоровье в целом, здоровье моего плеча, мои взаимоотношения вообще, мои взаимоотношения с мамой, мой вчерашний разговор с мамой (соседом, другом).

Б) Так же на данном шаге алгоритма важно некоторое напряжение - это те эмоции, которые у Вас вызывает эта проблема. Напряжение для человека – это разница между тем, что есть, и желаемым.

2 Шаг. Создание «аватара состояния». Хаотический рисунок.

В это время мы думаем о том, что нас беспокоит и выбрасываем их на бумагу. Выкладываем состояние ума на бумагу.

3 Шаг. Округление углов.

Всё, что на рисунке угол, – это конфликт. Круг – это целое. Чтобы сгладить конфликт, нужно на рисунке сгладить все углы. Ищем на рисунке пересечения линий и сглаживаем углы.

Наша задача – привести себя в круг, в целостность, в самость. Именно на этом этапе мы снимаем свои психологические ограничения. Обычно, когда работа по округлению углов на 80% уже сделана, человек начинает приходить в состояние благости и удовлетворения. На этом шаге очень интересно понаблюдать за собой: «что со мной происходит?», «какие у меня чувства?», «какое у меня соматическое состояние?», что мне сигнализирует тело? Мы должны не убедить себя, что что-то произошло, а реально почувствовать.

4 Шаг. Объединение (интеграция).

А) Интеграция внутренних областей (полостей) на рисунке. Закрашиваем одним цветом области, которые нравятся. Потом делаем подобное другим цветом. Задействуем столько цветов, сколько захочется. Работаем спонтанно. Закрашивать можно не все полости.

Б) Убираем границы, делаем так, чтобы фигура, нарисованная нами изначально, сливалась с фоном. То есть, выравниваем напряжение. Очень важно, чтобы напряжение внутри фигуры было подобно напряжению вне её, на фоне. Иными словами, делаем так, чтобы наша изначальная фигура потерялась внутри фона. Фон целесообразно дробить примерно так же, как раздроблена сама фигура. Количество деталей на фоне должно быть примерно равным, как и в самой фигуре. Напряжение в фигуре должно слиться с напряжением на фоне.

5 Шаг. Линии поля. Синхронизация поля.

Прорисовываем на весь лист разные силовые линии. Характер этих линий – высокое напряжение, мы не частим с амплитудой. На этом этапе могут происходить разные интересные изменения Вашего отношенияк проблеме.

6 Шаг. Вербализация.

Смотрим на ту проблему, с которой начинали работать. Что теперь у нас там внутри по отношению к этой проблеме?

В процессе рисования по шагам НЕ НУЖНО держать свою проблему всё время в голове. Задали проблему в самом начале, далее выполняем алгоритм по шагам. И пусть происходит то, что происходит. Наслаждаемся работой и всем прочим – рисунком, ритмом, гармонией, цветом и т.п.

Технологическая карта

 по выполнению художественной работы в рамках мастер-класса

«Нейрографика – магия рисования для взрослых и детей»

1. Берем ватман формата А-3 и располагаем его горизонтально. 

2. Актуализация темы. Рисуем круги в хаотичном порядке.

3. Создание «аватара состояния». Добавляем к нашим кругам линии в хаотичном порядке.

4. Округление углов. Сглаживаем все углы и пересечения линий.

5. Интеграция внутренних областей на рисунке. Закрашиваем одним цветом области, которые нравятся. Потом делаем подобное другим цветом.

6. Линии поля. Синхронизация поля. Прорисовываем на весь лист разные силовые линии.

7. На этом наша с Вами художественная работа выполнена.

III. Рефлексия

Я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только познакомил вас с чем-то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял Вам всем настроение!

Хотелось бы услышать Ваше мнение о проделанной Вами работе, об испытанных чувствах во время мастер-класса, о применении в работе данного метода.

Спасибо за внимание!

Проводится выставка готовых работ участников мастер-класса. Обсуждение мастер-класса. Подведение итогов.

свернуть

Методическая разработка мастер-класса "Изготовление куклы День и Ночь"

развернуть

Кныш Оксана Ивановна, педагог дополнительного образования ГУДО «Клецкий центр детского творчества», высшее образование, высшая категория, стаж работы 26 лет.

Цель: создать условия для профессионального и личностного развития педагога средствами овладения приемами  изготовления куклы День и Ночь.

Задачи:

  -знакомство с историей и разнообразием народных текстильных кукол;

  -приобретение практических навыков для изготовления куклы День и Ночь;

  -развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Участники:

Педагоги, имеющие определенный опыт. Количество – не более 15 человек, оптимальное количество – 6-8 человек.

Теоретическая часть (тезисы):

мастер-класс предполагает знакомство с историей и разнообразием народных текстильных кукол (просмотр презентации «Народные текстильные куклы»), знакомство с выставкой кукол в кабинете, показ образца готового изделия и изготовление куклы.

Прогнозируемая результативность.

После посещения мастер-класса гости должны:

  • познакомиться с историей и разнообразием народных текстильных кукол;
  • овладеть технологией изготовления узелковых кукол;
  • изготовить куклу-оберег День и Ночь для дома.

Оборудование и раздаточный материал: народные текстильные куклы, презентация «Народные текстильные куклы», ткань белая и темная, синтепон, нитки красного цвета, ножницы, технологическая карта по изготовлению куклы День и Ночь.

Структура мастер-класса

Основной этап:

Приём гостей. Представление педагога.

Поэтапное изложение материала

Уважаемые гости!

Одной из первых игрушек, которую создал человек, была кукла. История появления куклы уходит корнями в глубокую древность. Первое ее предназначение было связано с религией. Кукла – изначально была неким сакральным предметом, берегла человека и его жилище, защищала от болезней, несчастий, злых духов, ее так и называли: оберег или берегиня. С самыми первыми куклами никто не играл, кроме того, к ним относились с чувством уважения. Кукол изготавливали из природных материалов, вкладывая в них душу и надежду.   Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

 (Просмотр презентации «Народные текстильные куклы»).

Организационная деятельность

- А сейчас мы приступим к изготовлению куклы-оберега День и Ночь. Изготавливается они на основе узелковой куклы.

День и Ночь оберег жилища, (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь.

Задача у этого талисмана была не из простых. Его дневная часть должна была следить за всем, что делается в доме, помогая своим хозяевам в этом. Кроме того, амулет отгонял от жилья зло – не пускал на порог недобрых людей, отваживал нечисть. Та сторона ляльки, что символизировала ночь, занималась другими делами – следила за сном, помогала домочадцам просыпаться здоровыми, полными сил.

 Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь).  Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Для работы нам понадобятся: ткань белая и темная, синтепон, нитки красного цвета, ножницы.

Если при работе возникнут трудности, можно обратиться к технологической карте.

  1. Начнем делать куклу с ее ночной части. Для этого возьмите кусок темной ткани, разложите его на ровной поверхности и расправьте.
  2. Теперь находим середину, для этого нужно сложить ткань по сторонам или по диагонали поочередно 2 раза.
  3. Найдя центр, берем синтепон и укладываем точно в середину куска ткани с изнаночной стороны.
  4. Положив синтепон, плотно обхватываем его с лицевой стороны большим и указательным пальцами одной руки в виде кольца. Расправляем складочки, выравниваем уголки ткани и перехватываем голову двумя пальцами под шею. Берем красную нить и плотно перевязываем ею ткань под головой, стягивая ее как можно туже.
  5. Концы ниток не обрезайте коротко, оставляйте примерно 8-10 см, они нам еще понадобятся. После этого возьмите ткань за уголки и расправьте нашу куклу.
  6. Начинаем делать ручки. Для этого подгибаем ткань внутрь несколько раз с каждой стороны. Перевязываем кисть красной ниткой. Завязываем тугой узел на руке, отступив 8-10 мм. Делаем вторую ручку таким же способом. Обращайте внимание на длину рук – она должна быть одинаковой.
  7. На этом ночная кукла почти готова. Изготавливаем ей дневную сестренку, стараясь в точности соблюдать размеры.
  8. Теперь у вас есть две одинаковых куклы – светлая и темная. Их надо объединить друг с другом. Для этого используем красную нить. Крепим сзади к шее.
  9. Осталась последняя деталь – делаем куклам налобную повязку, одновременно закрепляя шнурок на затылке. Перетягиваем голову красной ниткой, захватывая сзади шнурок.                                                                              

Теперь нужно найти ей подходящее место в доме. У вашего оберега должен быть хороший обзор, но она сама не должна явно привлекать внимание. Не располагайте обереги среди бытовых мелочей. Выделите кукле персональное место, обустройте его так, что бы ей было там удобно – она не должна постоянно падать и сваливаться. И самое главное – общайтесь с ней. Желая кукле ежедневно доброго утра и спокойной ночи, вы то же самое получите и ответ.

На этом наш мастер-класс закончен. Спасибо за внимание и вашу работу.

Рефлексия.

Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, что процесс изготовления куклы День и Ночь доставил вам удовольствие и вы получили положительные эмоции от своей работы. Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу.

свернуть

Методическая разработка мастер-класса "Изготовление куклы Берегини"

развернуть

Педагог-мастер: Кныш Оксана Ивановна, педагог дополнительного образования ГУДО «Клецкий центр детского творчества».

Цель мастер-класса: создать условия для успешного овладения приемами изготовления куклы Берегини.

Задачи:

  -знакомство с историей и разнообразием славянских обрядовых кукол;

  -приобретение практических навыков для  изготовления куклы Берегини;

  -развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Теоретическая часть (тезисы):

мастер-класс предполагает знакомство с историей, основными видами и разнообразием славянских обрядовых кукол,  демонстрация и анализ образца готового изделия.

Оборудование и раздаточный материал: славянские обрядовые и обереговые куклы, презентация «Славянские обрядовые куклы», ткань белая и цветная, синтепон, нитки красного цвета, ножницы, тесьма или кружева, технологическая карта по изготовлению куклы Берегини.

Этапы работы мастер-класса:

1.Организационный.

Приём гостей. Представление педагога.

2. Основной (содержательный).

Одной из первых игрушек, которую создал человек, была кукла. История появления куклы уходит корнями в глубокую древность. Первое ее предназначение было связано с религией. Кукла – изначально была неким сакральным предметом, берегла человека, защищала от болезней, несчастий, злых духов, ее так и называли: оберег или берегиня. С самыми первыми куклами никто не играл, кроме того, к ним относились с чувством уважения. Кукол изготавливали из природных материалов, вкладывая в них душу и надежду. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Таким образом, кукла становилась оберегом семейного очага – символом веры людей. Для славян, у которых было очень специфическое язычество, куклы из духовной сферы очень быстро перекочевали в сферу обыденной жизни.

Славянская кукла принадлежала женщине. Кукла отвечала за многие стороны общественной жизни, во многих, её роль и предназначение были так велики, что ей полагалось отдельное местонахождение в доме. «Появлялся» новый человек – кукла встречала его, «уходил» - провожала.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. Куклы-обереги у славянских народов существовали в огромном многообразии. Сначала они были элементами ритуальных обрядов, оберегами для дома, от сглаза и болезней. На них возлагались надежды по сохранению богатства, защите урожая и привлечению благополучия.

Игровые куклы  предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова,  с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

(Просмотр презентации «Славянские обрядовые куклы»)

- А  сейчас мы приступим к изготовлению куклы Берегини.

Берегиня - защитница дома от злого духа и сглаза, приносит в дом достаток. Куколка в руках держит узелок, наполненный семечками подсолнуха. Они несут в дом энергию солнца и плодородия, способны противостоять негативным мыслям, очищают пространство в доме.

Вешается над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом.

Для работы нам понадобятся: ткань белая и цветная, синтепон, нитки красного цвета, тесьма или кружева.

Если при работе возникнут трудности, можно обратиться к технологической карте.

  1. Из прямоугольного кусочка белой ткани скатываем трубочку, посередине перевязываем ниткой – высота трубочки около 16 см.
  2. Берем квадратный кусочек белой ткани 20х20 см и, положив немного наполнителя, накрываем трубочку сверху (уголком).
  3. Отступаем от верха 2,5-3 см и перевязываем красной ниткой «Мулине» по линии шеи.
  4. Складываем оба конца рук таким образом, чтобы срезы ткани оказались внутри.
  5. Берем нитки и завязываем рукава у запястий куклы, подвернув уголки.
  6. В середину цветного квадратного кусочка ткани 10х10 см кладем наполнитель и формируем шарик, перематывая его нитками. Делаем 2 таких шарика.
  7. Приматываем шарики на уровне груди к туловищу куклы.
  8. Делаем куколке юбку, повязываем передник, платок. По желанию можно украсить лентами, кружевами, тесьмой.

Для того, чтобы куколка стала Берегиней, к рукам привяжем мешочки с зерном и монетками.

Вот и готова наша Берегиня. Ее можно повесить в комнате над входной дверью.  Пусть она оберегает ваш дом от бед и несчастий,  дарит вам тепло и уют!

  1. Рефлексия. Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, что процесс изготовления куклы Берегини доставил вам удовольствие и вы получили положительные эмоции от своей работы.

 Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу.

свернуть

Художественный проект "Родные просторы"

Выполнение серии рисунков Белоруской природы, применяя все знания об искусстве жанра пейзаж. Участие в областном этапе республиканской выставки-конкурса художественных проектов «КраЯвид»
развернуть

Название проекта: художественный проект «Родные просторы».

 Раскрытие идеи проекта: выполнение серии рисунков пейзажей Беларуси, применяя все знания об искусстве жанра пейзаж.

 Описание проекта:

Для достижения поставленной цели перед учащимися были поставлены следующие задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством белорусских художников XIX-XX вв. и современников, выделить главные особенности;
  • изучить историю развития жанра пейзажа;
  • правильно подобрать цветовое сочетание для работы и композиционное решение.

Педагогами народного любительского коллектива «Радужный калейдоскоп» были созданы все условия для реализации поставленной цели. Важную роль сыграло знакомство с творчеством белорусских художников XIX-XX вв. и наших современников.

Завершив работу над проектом, учащиеся коллектива расширили и углубили свои знания о жанре изобразительного искусства – пейзаж, познакомились с работами белорусских художников XIX-XX вв. и наших современников, узнали много нового, интересного и полезного, повысили уровень своих художественных способностей. Изучив творчество художников-пейзажистов, учащиеся коллектива создали свои художественные работы, пытаясь показать свое настроение, свою любовь к родному и милому сердцу местам.

Краткое пояснение к работам:

Пейзажи художника Валерия Шкарубо вдохновили Ключенович Руслану на создание серии рисунков «Осень», «Декабрь», «Тишина».

Лирические пейзажи Игоря Бархаткова привлекают внимание правдивостью, непосредственностью видения, естественностью композиции. Он умеет показать природу в различные времена года. Учащаяся Кисель Анастасия после знакомства с творчеством этого художника создала свои творческие работы: «Старая мельница», «Вот и лето прошло», «Закат на озере», «На реке Лань».

Картины современной белорусской художницы Елены Николаевны Бархатковой - яркие, солнечные, живые. В них сочетается пейзаж и натюрморт. Сочные цвета листвы, цветов и плодов, светотени, контражуры зелени -все это создает неповторимый стиль. Именно ее работы вдохновили Ленковец Киру и Татаринович Владлену на создание работ «Осень в парке» и «Осеннее дерево».

На основании анализа картин П. Масленникова учащимися народного любительского коллектива «Радужный калейдоскоп» Гордеевой Ксенией и Дергачевой Елизаветой были выполнены творческие работы «В деревне» и «Тропинка».

Необычная многослойная техника Анатолия Васильевича Барановского при создании белорусских пейзажей заинтересовала учащихся студии Вакульчик Владиславу, Русакович Кристину и Климович Александру и вдохновила на создание работ «Перед дождем», «Деревья» и «Облака над озером».

Май Вольфович Данциг -  художник широкого творческого диапазона. Его творчество отличает яркая индивидуальная манера, основными чертами которой являются эпические, монументально-обобщенные трактовки форм, экспрессивность цветовых решений, глубина психологических характеристик. Манера письма очень вдохновила учащихся Потапович Алесю и Ромашко Карину. После просмотра и обсуждения работ М. Данцига они создали следующие работы: «Летнее цветение» и «На закате».

 Название творческого коллектива: народный любительский коллектива «Радужный калейдоскоп»

 Ф.И.О. Руководитель проекта: Кныш Оксана Ивановна

Педагоги: Адамович Татьяна Леонидовна, Кисель Мария Владимировна

 Ф.И.О. участников: Вакульчик Владислава 10 лет, Гордеева Ксения 14 лет, Дергачева Елизавета 12 лет, Кисель Анастасия 10 лет, Климович Александра 11 лет, Ключенович Руслана 14 лет, Ленковец Кира 12 лет, Ромашко Карина 12 лет, Русакович Кристина 11 лет, Татаринович Владлена12 лет, Потапович Алеся 14 лет.

 

свернуть

Художественный проект «Наш взгляд»

Выполнение серии рисунков архитектурных достопримечательностей Беларуси, применяя все знания об искусстве жанра авангард. Диплом III степени областного этапа республиканской выставки-конкурса художественных проектов «Дети и Авангард» Диплом республиканской выставки-конкурса художественных проектов «Дети и Авангард»
развернуть

Название проекта: художественный проект «Наш взгляд».

Раскрытие идеи проекта: выполнение серии рисунков архитектурных достопримечательностей Беларуси, применяя все знания об искусстве жанра авангард.

 Описание проекта:

Для достижения поставленной цели перед учащимися были поставлены следующие задачи:

- провести анализ работ художников-авангардистов и выделить из них главные особенности;

- изучить основные достопримечательности Беларуси и их историю;

- подобрать правильное цветовое сочетание для работы;

- познакомиться с основами композиции и применение её на практике.

Педагогом народного любительского коллектива «Радужный калейдоскоп» были созданы все условия для реализации поставленной цели. Важную роль сыграло знакомство с творчеством художников-авангардистов. Получив возможность изучить особенности авангардного искусства и познакомившись с его методами, учащиеся с увлечением выполняли творческие работы.

Завершив работу над проектом, учащиеся коллектива познакомились с одним из направлений мирового художественного искусства, как авангард и его отличительными особенностями, узнали много нового, интересного и полезного, повысили уровень своих художественных способностей. Изучив творчество художников-авангардистов, учащиеся коллектива создали свои художественные работы, пытаясь показать свой нетрадиционный взгляд на современную достопримечательности Беларуси, применив все знания о авангарде.

Краткое пояснение к работам:

Простота отражения мира в творчестве Казимира Малевича очень вдохновила Жданко Алесю, Белазарович Карину и Никитенко Дарью на создание следующих работ: «Крепость», «Гервяты. Костёл» (Церковь Святой Троицы, построен в 1899—1903 годах в неоготическом стиле), «Несвижский замок» (памятник архитектуры XVI—XVIII веков) и «Дворец Пусловских» (известен как Коссовский замок).

Познакомившись с  творчеством Марка Шагала учащихся коллектива очень удивило применение в работе нетрадиционного изображения традиционных вещей при помощи сочетания необычных цветов и форм и поэтому именно его работы впечатлили учащихся Конон Диану и Белькевич Полину, и направило их на создание работ «Мирский замок» (Архитектурный комплекс включает в себя замок XVI—XX веков) и «Брестская крепость» (важнейший памятник Второй мировой войны, символ героического сопротивления и выдающегося мужества её защитников).

После изучения творческого пути Василия Кандинского учащихся коллектива Никитенко Дарью, Белазарович Карину, Белькевич Полину и Жданко Алесю вдохновило на создание серии художественных работ: «Костел Рождества Девы Марии в д. Видзы» (Касцёл Найсвяцейшай Тройцы, памятник архитектуры в стиле неоготики), «По улицам Бреста», «Чечерская ратуша» (памятник архитектуры классицизма с элементами русской псевдоготики в городе Чечерске, Гомельская область), «Гервяты. На закате дня» (Церковь Святой Троицы, построен в 1899—1903 годах в неоготическом стиле).

 Название творческого коллектива: народный любительский коллектива «Радужный калейдоскоп»

 Ф.И.О. педагога: Кирик Екатерина Анатольевна 

Ф.И.О. участников: Жданко Алеся 15 лет, Никитенко Дарья 13 лет, Белазарович Карина 14 лет, Белькевич Полина 13 лет, Конон Диана 14 лет,

свернуть

Художественный проект «Красота момента»

Выполнение серии пейзажных работ, опираясь на приёмы, используемые художниками-импрессионистами. Диплом I степени областного этапа Республиканской выставки-конкурса художественных проектов «New Impression» Диплом Республиканской выставки-конкурса художественных проектов «New Impression»
развернуть

Участники проекта: Егорова Алина 14 лет, Гук Влада 11 лет, Дрозд Екатерина 12 лет, Голубович Дарья 14 лет, Гесман Максим 8 лет, Чеснакова Александра 12 лет, Ковальчук Мария 8 лет, Белазарович Карина13 лет, Дрозд Дарья 10 лет, Каптюг Ульяна 16 лет, Гадун Яна 15 лет, Якубовская Карина 11 лет, Кисель Михаил 17 лет, Семенович Дарья 15 лет, Семенчук Анастасия, 10 лет, Абабурко Анна 10 лет.

Народный любительский коллектив «Радужный калейдоскоп»

Руководитель: Старжинская Анна Михайловна

Педагоги: Кныш Оксана Ивановна, Кирик Екатерина Анатольевна, Федорова Анастасия Игоревна, Дмитрович Елена Константиновна

Импрессионизм (от  impression – впечатление) –  направление в живописи, зародившееся во Франции в XIX-XX веках, являющее собой художественную попытку запечатлеть какой-нибудь момент жизни, передать мимолетные впечатления. Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает, пожалуй, центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых среди художников стали работать «на пленэре», то есть под открытым небом. Благодаря этому, художникам удавалось наиболее полно и ярко передать собственные впечатления.

Изучив историю создателей картин  времени «импрессионизма» учащиеся народного  любительского  коллектива  «Радужный калейдоскоп» определились с темой  проекта  – «Красота момента». Красота момента, деталей, окружающих нас в повседневной жизни, – вот что привлекло внимание учащихся в работах художников-импрессионистов.

Идея выполнить художественный проект в жанре пейзажа родилась с самого начала, когда решили принять участие в Республиканской выставке-конкурсе художественных проектов «New Impression» (новое впечатление). Учащиеся  были в восторге, увидев работы, выполненные художниками-импрессионистами. Особенно впечатлили пейзажные работы, именно тогда учащиеся  поняли, что представят для участия в выставке-конкурсе художественных проектов.

Изучив особенности жанра пейзажа и познакомившись с методами, используемыми художниками-импрессионистами, учащиеся определили главное – импрессионисты отличаются техникой выполнения картин. Перепутать эту технику с какой-либо другой практически невозможно. Множество мазков контрастных цветов и отсутствие контура ярко выделяют импрессионистические картины от любых других.

Целью художественного проекта стало выполнение серии пейзажных работ, опираясь на приёмы, используемые художниками-импрессионистами.

Для достижения поставленной цели учащимся были поставлены определенные задачи:

  • изучить историю развития жанра пейзажа, в том числе и городского;
  • провести анализ работ известных художников, работающих в технике импрессионизма;
  • правильно подобрать композиционное решение.

Перед учащимися стояла задача передачи момента изменчивости и подвижности пейзажа. Свет, дуновение ветра, краски, атмосфера и настроение – мелочи, незаметные для глаза обычного человека, это то, на что обращали внимание известные импрессионисты.

Педагогами студии были созданы все условия, чтобы учащиеся смогли достичь поставленной цели. Важную роль сыграло знакомство с творчеством художников, работавших в жанре городского пейзажа. Получив возможность изучить особенность жанра пейзажа и познакомившись с методами, используемыми художниками-импрессионистами, учащиеся с увлечением выполняли творческие работы. Это было непросто: окружающая действительность в импрессионизме написана будто на одном дыхании, поэтому от учащихся народного  любительского  коллектива «Радужный калейдоскоп» требовалось максимум внимания, четкости, чувства гармонии.

Лёгкие, динамичные, живые, невероятно выразительные и такие отличные от других направлений, картины импрессионистов увлекли учащихся народного  любительского  коллектива «Радужный калейдоскоп». Они не смогли остаться равнодушными к неповторимой красоте пейзажа в творчестве художников-импрессионистов Клода Мане, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Константина Коровина,  Станислава   Жуковского, Игоря Граба́ря. В рамках занятий объединений по интересам педагоги народного любительского коллектива «Радужный калейдоскоп» более подробно ознакомили учащихся  с творчеством именно этих известных  художников-импрессионистов.

Под впечатлением работ  французского живописца Клода Мане учащиемися студии были созданы следующие работы: «Дождливый город»,  «Прогулка», «Мой город», «Ночной город».

Творчество французского художника, одного из основателей импрессионизма, сформулировавшего его главные принципы и ставшего учителем и наставником для молодых художников-новаторов Жакоба Абрахама Камиля Писсарро (1830-1903) по особенному впечатлило учащихся народного любительского коллектива. Чистые цвета, плотные раздельные мазки, серии картин, написанных в разное время суток –Писсарро был верен техническим находкам импрессионизма. Он прославился благодаря своим пейзажам, характерной особенностью которых является прорисовка света и освещенных предметов, и любил писать одно и то же место в разное время суток.

Именно творчество Камиля Писсарро впечатлило учащихся народного любительского коллектива: Ковальчук Марию, Гадун Яну, Кисель Михаила и Чеснакову Александру и направило их на создание следующих работ: «Вечер в городе», «На рассвете», «Солнечный день», «Закат» и «Вечер».

В России городской пейзаж в импрессионизме отразил Константин Коровин(1861-1939). «Париж стал шоком для меня… импрессионисты… в них я увидел то, за что меня ругали в Москве». Коровин вместе со своим другом Валентином Серовым были центральными фигурами русского импрессионизма. Под большим влиянием французского движения они создали свой собственный стиль, который смешал основные элементы французского импрессионизма с богатыми красками русского искусства того периода.

Одним из самых известных в России пейзажистов импрессионистического направления стал Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944), автор лирических пейзажей: «Нёман» (1895), «Весенняя вода» (1898), «Осень в усадьбе» (1906), «Весенний вечер», «Осенний вечер», «Еловый лес», «Ветрено», «Река на Полесье» (1928). Изучение его творческого пути учащимися народного  любительского  коллектива «Радужный калейдоскоп» повлияло на создание таких работ, как «Золото осени», «Тишина», «Краски осени» и «Осень».

Яркая насыщенная цветовая палитра характерна для российского художника-импрессиониста, реставратора, искусствоведа Игоря Эммануи́ловича Граба́ря (1871-1960). Одним из ведущим направлений в его творчестве  является  пейзаж, его «фирменным»  знаком стали многочисленные изображения инея, зимние пейзажи. Именно пейзажи Игоря Граба́ря вдохновили учащихся студии на создание работ: «Мороз и солнце», «Зимнее утро»«Краски осени», «Цвет настроения синий», «Папоротник».

В ходе реализации художественного проекта «Красота момента» учащимися народного любительского коллектива «Радужный калейдоскоп» были подготовлены 18 художественных работ, при выполнении которых они опирались на приёмы, используемые художниками-импрессионистами.

Завершив работу над художественным проектом, учащиеся коллектива узнали много нового о направлениях мирового художественного искусства, стали более уверенными в своих силах, у них возросли самосознание и творческая активность, заметно повысился уровень готовности к исследовательской деятельности. Изучив творчество художников-импрессионистов, учащиеся студии создавали свои работы, в которых постарались показать прекрасные мгновения окружающего мира и природу родного края в её подвижности и изменчивости.

 

 

 

свернуть
Ещё в этом разделе