Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома
Государственное учреждение дополнительного образования
«Клецкий центр детского творчества»
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома
Государственное учреждение дополнительного образования
«Клецкий центр детского творчества»
Культурно-досуговая деятельность детей – это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы учреждений дополнительного образования. Как организовать шестой школьный день, чтобы детям было интересно, чтобы содержание его строилось, исходя из интересов учащихся? Такой вопрос встал перед педагогами нашего учреждения.
В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочнение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции.
Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, преступность.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос об организации системы работы по данному направлению.Разумному и целесообразному использованию свободного времени в интересах развития творческой активности и способностей детей и молодежи способствует программа шестого школьного дня «Субботний калейдоскоп».
Считаем, что ведущим началом в организации всей работы в шестой школьный день является содержательное планирование. Наша программа «Субботний калейдоскоп» разработана, основываясь на анализе опыта своей профессиональной деятельности педагогами центра, детьми и родителями.
Работа Центра детского творчества организована по нескольким направлениям:
- работы объединений по интересам;
- организационно-массовая работа;
- спортивно-массовая работа;
- туристско-краеведческая работа.
Идея программы состоит в том, чтобы через работу по этим направлениям реализовать творческий потенциал учащегося, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствовать эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, включить родителей в процесс воспитания личности учащегося.
В нашем учреждении проводится серьезная работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации. Однако острым стал вопрос, как увеличить процент посещаемости учащихся и их родителей шестого школьного дня, чтобы продолжать воспитывать привычку к содержательному досугу, здоровому образу жизни, вовлекать молодежь в творческую и социально значимую деятельность.
Реальность такова, что в Центр идет смешанный контингент учащихся: одаренные дети, обычные дети и также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Работая над программой, первым и самым важным для нас было наполнить жизнь коллектива многообразной по содержанию деятельностью, использовать формы массовой, коллективной, групповой, индивидуальной работы с учащимися, которые бы позволили каждому из них включиться в интересную и значимую для него деятельность.
Цель: создание благоприятных условий для рационального и содержательного использования детьми свободного времени, через развитие их личностных качеств и формирование индивидуальности, субъективности, способности к творческой реализации своих возможностей.
Задачи:
Воспитательно-образовательное пространство – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе перспективного плана учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждения дополнительного образования.
Шестой школьный день является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
Программа по организации шестого школьного дня имеет познавательно-развлекательный, общественно-полезный, опытно-деятельный характер. Она направлена на организацию свободного времени детей и подростков, а также позволяет ребенку раскрыть себя и удовлетворить свои духовные интересы и потребности в рамках имеющихся объединений по интересам, секций, клубов и мероприятий.
Эта программа основана на опыте работы центра внешкольной работы с определенными изменениями и дополнениями. Она рассчитана на 1 год – начиная с сентября и заканчивая летними каникулами включительно.
Она имеет следующую характеристику:
по целевому направлению – воспитательно-образовательная;
по степени авторства – творческая;
по срокам реализации – долгосрочная;
по уровню развития детей – общая.
Программа «Субботний калейдоскоп» основана на таких принципах обучения и воспитания как:
личностно-ориентированный подход (предполагает помощь педагогов Клецкого ЦДТ детям и подросткам в осознании себя личностью, в выявлении своих возможностей, становлении самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения);
системность;
сотрудничество (взаимодействие учреждения дополнительного образования с учреждениям образования города и района, с детскими дошкольными учреждениями, родителями и педагогами);
принцип национально-культурной основы обучения и воспитания (формирование чувства патриотизма, мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности).
свернуть